Кен Уилбер. Проект Атман. Гл.11(5)

(08-06-2014 10:08) 

Всплывающее бессознательное (45)

Давайте теперь рассмотрим кого-нибудь, кто проделал эволю­ционные шаги от плеромы до телесной самости и далее до «эго»-ума. В фоновом бессознательном еще остаются глубинные струк­туры тонких и причинных сфер. Они еще не поднялись в сознание и, как правило, не могут возникнуть в нем, пока не появились более низкие структуры. Поскольку высшие структуры заключают в себе низшие, они должны развертываться последними. В любом случае смешно было бы говорить о реализации трансперсонально­го, прежде чем сформировалось персональное.

Трансперсональные (тонкие и причинные) области еще не вытеснены, не экранированы от осознания, не отфильтрованы, – у них пока не было возможно­сти возникнуть, всплыть в сознании. Мы же не говорим о двухлет­нем ребенке, что он сознательно сопротивляется изучению геомет­рии, – его ум пока не развился и не развернулся до той степени, которая позволила бы ему начать занятия математикой. И как нель­зя обвинить ребенка в вытеснении математики, мы не обвиняем его и в вытеснении трансперсонального.

В любой точке цикла развития эти еще не возникшие из фоно­вого бессознательного глубинные структуры называются всплы­вающими. Для индивида на уровне «эго» или кентавра низшая и высшая тонкая, а также низшая и высшая причинная структуры будут всплывающим бессознательным. Они бессознательны, но не вытеснены (в этой жизни; я снова исключаю инволюционную и пренатальную психологию, о которой говорится в последней гла­ве данной книги).

Примечание 45: Автор использует термин «emergent», который можно перевести и как «всплывающее», и как «возникающее». Учитывая сказанное в примечании 44 о фоновом бессознательном, термин «всплывающее бессознательное» ка­жется нам более подходящим, если его трактовать в смысле гештальт-теории, то есть, как некую новую фигуру, всплывающую из фона при более внимательном рассмотрении. Здесь мы имеем явную параллель с понятием кибернетики о том, что белый шум (фон) потенциально содержит в себе всю возможную информацию – возникая, она просто «всплывает» из фона. Эту интересную параллель подметил Ст. Лем в своей книге «Сумма технологии». – Прим. ред.

Пренатальный — относящийся к жизни до рождения, в частности, к внутриутробному развитию. Автор использует этот термин в более широком смысле, связывая его с состоянием души между последовательными воплоще­ниями, как они понимаются в традиции индуизма и в «Тибетской книге мерт­вых». – Прим. ред.

Отметьте, что тонкое/причинное всплывающее бессознатель­ное разделяет некоторые характеристики архаического бессозна­тельного, а именно: и то, и другое никогда (или еще) не было соз­нательным в этой жизни индивида и потому не вытеснялось, а на­ходится в бессознательном с самого начала. Разница между ними (помимо того, что одно низко и примитивно, а другое высоко и трансцендентно) заключается в том, что архаическое бессознательное – это прошлое человечества, а всплывающее – его будущее. Однако бессознательное-будущее детерминировано только в отно­шении глубинных структур; поверхностные же еще не зафиксиро­ваны. Бессознательное-прошлое, с другой стороны, содержит не только глубинные, но и поверхностные структуры (такие, как Тень), поскольку и те, и другие уже возникли и были определены осознанием.

Теперь предположим, что развитие не останавливается на эгоическо-кентаврической сфере, – а исторически именно здесь происходит остановка, – и что тонкая сфера сама собой начнет возникать из фонового бессознательного. В действительности нет возможности указать точные сроки для этих высших сфер и стадий, ибо коллективное человечество эволюционировало лишь до стадии «эго», так что пока существует определенность только в отноше­нии возникновения уровней, ведущих к этой стадии. Вообще гово­ря, тонкая область может начинать появляться когда заканчивает­ся отрочество, но вряд ли раньше. По всевозможным причинам ее возникновение будет сопровождаться сопротивлением и даже, в некотором смысле, вытеснением. Ведь у «эго» достаточно сил для вытеснения не только низших, но и высших сфер, – оно способно отгораживаться от сверхсознания так же прочно, как и от подсоз­нания.

Ту часть фонового бессознательного, возникновение которой вызывает сопротивление или вытеснение, мы называем всплываю­щим-вытесненным бессознательным. Это та часть фонового бес­сознательного, которая – за исключением возможной остановки в развитии, – остается бессознательной, миновав точку, где могла бы стать сознательной. Поэтому мы вправе искать причины такого невозникновения, и мы находим из в целом наборе настоящих за­щит против трансценденции.

Среди них рационализация («Трансценденция невозможна или патологична»), изоляция или избегание отношений («Моему сознанию надлежит оставаться в границах кожи»), ужас перед смертью («Я боюсь умереть для моего «эго», что же тогда от меня останется?»), десакрализация (термин Маслоу для обозначения отказа видеть в чем бы то ни было трансцендент­ные ценности), подмена (интуитивно постигаемая высшая структу­ра подменяется низшей с претензией на то, что низшая и есть выс­шая), сведение (к формам низшего знания или опыта). Какие-то из них или все сразу просто становятся частью процессов трансляции «эго», так что оно спокойно продолжает транслировать, тогда как на самом деле уже должна начинаться трансформация.

Поскольку психоанализ и ортодоксальная психология никогда по-настоящему не понимали природу всплывающего бессознатель­ного в его высших формах, то каждый раз, когда в осознании начи­нает всплывать тонкая или причинная область, – как пиковое пе­реживание, или как тонкий свет и блаженство, – они спешат объ­яснить это прорывом какого-либо архаического материала или давно вытесненных импульсов.

Не зная ничего о всплывающем бессознательном, они пытаются анализировать происходящее в терминах погруженного бессознательного. Они полагают, напри­мер, что тонкая область – это не возникающая более высокая структура, а де-дифференцирующаяся низшая; не вневременность, опускающаяся вниз, а до-временность, возвращающаяся вверх. И поэтому они прослеживают самадхи вспять, до инфантильного единства с питающей грудью, сводят надличностное единство к доличностному слиянию в плероме, низводят Бога до соска, захва­ченного зубами младенца, и поздравляют друг друга с разъяснени­ем Тайны. Все эта затея начинает уже разваливаться под собствен­ной тяжестью, ибо слишком смехотворно то обилие вещей, которое психоанализ вынужден приписывать первым четырем месяцам жизни младенца, чтобы объяснять все, что возникает впоследствии.

Как бы то ни было, теперь, с пониманием этих шести типов бессознательного (фоновое, архаическое, погруженное, внедрен­ное, всплывающее и всплывающее-вытесненное), а также процесса трансляции/трансформации и стадий развития, представленных в первой части книги, мы можем обратиться к краткому рассмотре­нию медитации по отношении к бессознательному.

Back to top

карта сайта