М.Холл, Б.Боденхамер. НЛП. Гл.11. Чтение метапрограмм и подстройка под них.

(06-03-2013 22:02) 

                                                 Чтение метапрограмм и подстройка под них

                                                                                                                      Извините меня, но на это указывают

                                                                                                                      ваши метапрограммы!

После того как Эрик Робби (Robbie, 1987) определил клю­чи глазного доступа для чтения субмодальностей по внешним признакам, он начал осуществлять ту же работу с метапро­граммами (Robbie, 1988). Ниже, при анализе примерно пер­вых пятнадцати метапрограмм, мы опираемся на его оригиналь­ную работу, а затем развиваем ее, включая в наш перечень ос­тальные метапрограммы. Данная область представляет собой девственную территорию, изучению которой пока уделяли мало внимания. Мы предлагаем следующий ниже материал лишь как намек на возможности, которые открываются в этом на­правлении.

При изучении таблицы «Внешние признаки метапрограмм» (табл. 11.1), представьте, что вы занимаете первую позицию по отношению к человеку, общающемуся с вами. В этом случае опи­сания во втором столбце будут характеризовать действия, как бы направленные НА ВАС. Так, например, в № 1 «Размер чанка» вы увидите «размашистые или мелкие движения руками, вбли­зи или на расстоянии», производимые первым человеком — ва­шим собеседником. Также помните, что данная таблица содер­жит лишь краткие описания. Если вам покажется, что что-то не Дает смысла, возвращайтесь к конкретной программе (например, № 1 или № 31) в одной из предыдущих глав, где она описана более подробно.

Чтение метапрограмм посредством выявления метасостояний

Метапрограммы и метасостояния не идентичны, но между ними существуют тесные отношения. Поэтому иногда мы можем выя­вить первые посредством вторых.

Хотя оба этих термина (метапрограммы и метасостояния) на­чинаются с «мета», они относятся к совершенно разным феноме­нам. Чтобы не путать одно с другим, помните, что метапрограм­ма — это структурирующий процесс, связанный с восприятием и паттернами мышления. Напротив, метасостояние — это состояние, относящееся к состоянию. Метапрограмма связана с теми сор­тирующими паттернами, которые определяют, как мы обрабаты­ваем информацию. Метасостояние — это состояние мышления-эмоций или физиологии (например, гнев, страх, радость, удоволь­ствие и т. д.), посредством которого мы влияем на другое состояние. В результате образуется сложная и многослойная форма субъективности — например, страх в связи со страхом, гнев по поводу страха, чувство вины из-за гнева, радость в связи с деп­рессией, депрессия в связи с радостью.

Здесь мы используем термин «состояние» для характеристи­ки психо-физического состояния (состояния сознания-тела), ко­торое определяется мыслями и чувствами. Это превращает его в холистическое «нейро-лингвистическое» состояние, связанное с чем-то. Возможно, нас посещают гневные мысли и чувства в связи с тем, как к нам относится Джон. Таким образом, состояние пред­ставляет собой форму реакции человека на что-то (или восприимчивости к чему-то).         

Метасостояние говорит о наших реакциях на наши реакции. Я испытываю чувство радости по поводу своей способности ис­пытывать страх, поскольку она позволяет мне получать важные сигналы. Я опасаюсь своего гнева, поскольку он может выйти из-под контроля. Я испытываю чувство вины в связи с чрезмерным проявлением эмоций. Я радуюсь своим знаниям и ценю свою ра­дость по поводу своих знаний.

В метасостояниях мы более не привязываем свои мысли и чув­ства к окружающему миру или к чему-то, Находящемуся вне нас. Мы привязываем свои мысли и чувства к ряду других своих мыс­лей и чувств (состояний). В первичных состояниях сознание изливается вовне, воспроизводя, фильтруя мир и придавая ему смысл. В метасостояниях сознание отображается на самое себя и на некоторые из своих продуктов (мысли-чувства). Отстраняясь от своих первичных состояний, концептов, идей, ментальных ка­тегорий, внутренних переживаний и переходя относительно них на уровень «мета», мы получаем доступ к метасостоянию, связанному с ними.  

Хотя метапрограммы не обязательно связаны с состояниями сознания-тела, это вполне возможно. Метапрограмма может стать  метасостоянием.

Предположим, к примеру, что человек почти все время и во всех контекстах использует определенный стиль мышления-эмоций. Соответственно, такая метапрограмма начинает функционировать в качестве «ведущей» (Hall, 1990). Если глобальная или гештальт сортировка выступает в качестве ведущего фактора и влияет у данного человека почти на всю обработку информации (№ 1), тогда более чем вероятно, что она приведет его в своего рода глобальное состояние — состояние сознания и тела, в кото­ром он будет мыслить, чувствовать и сортировать объекты более высокого уровня.

Если другой человек ведом процедурой (№ 21), данная метапро­грамма может также соответствовать процедурному состоянию и приводить человека в это состояние. Ведущие метапрограммы (и те, которыми мы злоупотребляем) часто описывают и порождают психо-физические состояния. В результате метапрограммы могут превращаться в метасостояния.

Какой механизм тут действует? Данное превращение проис­ходит потому, что стиль обработки и сортировки (метапрограм­ма) часто включает в себя обрабатываемую информацию. Как та­ковая метапрограмма содержит некоторые внутренние репрезен­тации (в том числе убеждения, ценности, представления и т. д.), которые раз за разом приводят человека в соответствующие со­стояния.

Вероятно, вы уже обратили на это внимание, работая с метапро -граммами, не так ли? Когда перед нами «глобальный» человек, он не только обрабатывает информацию глобально и дедуктивно, но также ценит глобальное мышление, верит в него и будет оспари­вать утверждение, что «копейка рубль бережет». Аналогичным образом процедурный человек не только сортирует, используя» «пошаговые процессы», но также ценит таковые, верит в их зна­чимость и т. д. Для такого человека переход к «возможностям»-может фактически означать попрание некоторых из его убеждений и ценностей. Такой переход будет подрывать какие-то из его часто переживаемых «состояний», противореча им.

Таким образом, если мы излишне ценим или слишком часто используем определенную метапрограмму, то привыкаем рассматривать все через ее фильтр. Предположим, он включает метапрограмму «специфика/детали» при сортировке информации. Пред­положим, что человек ведом этим фильтром, всегда уделяя глав­ное внимание деталям. Предположим далее, что человек не обладает гибкостью сознания, позволяющей переходить к глобальной точ­ке зрения. Или что он использовал данную мыслительную уста­новку как часть своего самоопределения: «Я — детальный чело­век!» Или мы можем предположить, что человек излишне ценит или слишком часто использует другую метапрограмму, скажем процедуры. Тогда она будет влиять на большинство первичных состояний этого человека, делая эти состояния очень жесткими и структурированными. Когда человек будет рефлексивно направ­лять свои мысли-чувства на какое-то предшествующее состояние, он станет использовать эту метапрограмму. Тем самым метапрог­рамма может превратиться в метасостояние, вводя нас в него. По­этому мы можем обнаружить «я»-процедуру, процедуру-радость, процедуру-любовь, процедуру-тревогу.

То есть поскольку мысли (или внутренние репрезентации) дей­ствуют нейро-лингвистически, вводя нас в определенные психо­физические состояния, часто используемые метапрограммы ста­новятся привычными, а это привыкание может затем вызывать соответствующее состояние сознания-тела. Любая привычная метапрограмма, которая порождает какое-то нейро-лингвистическое состояние, как только мы прилагаем ее к другому состоянию, порождает метасостояние.

Использование этих знаний при определении профессиональных качеств

Ценность метапрограмм, как правило, заключается в том, что они помогают нам определить, как человек обращается с инфор­мацией, после чего мы можем, соответственно, присоединиться к этому стилю. Тем самым мы сможем сделать нашу коммуникацию максимально эффективной. Если коммуникация присоединяется к стилю мышления, сортировки, восприятия человека (подстраи­вается под них), тогда она покажется ему приятной, естественной и «наполненной смыслом».

Аналогичным образом, если мы признаем, что конкретный пат­терн мышления-эмоций у человека также функционирует как метасо­стояние, тогда мы можем подстроиться под это метасостояние, с тем чтобы человек почувствовал, что его понимают и ценят.

Применение к корпоративным работникам

Перцептивные стили свойственны как отдельным индивидуу­мам, так и организациям людей. Компании формируют собствен­ные паттерны и стили восприятия «реальности» и обработки ин­формации. Эти способы сортировки, или паттерны восприятия, характеризуют, если выражаться более метафорично, «канал», через Который человек или компания осуществляет коммуникацию.

Незнание такового обрекает нас на долгие поиски стиля, который будет эффективным с данным человеком или данной компанией. Способность «читать» их метапрограмму (определять ее исходя из их языка, жестов, ключей глазного доступа и т. д.) позволяет нам быстрее подключаться к тому же самому каналу и говорить на их языке.

У компаний, как и у индивидуумов, формируются собственная «личность», настроение и стиль реагирования. В НЛП мы называ­ем позицию, из которой человек исходит, «состоянием сознания». Признавая, что человек действует исходя из какого-то состояния, мы можем принять это во внимание в нашей коммуникации. Осо­бенно важно это в тех случаях, когда человек находится в каком-то интенсивном состоянии, поскольку все наши знания, воспомина­ния, поступки, восприятия и коммуникация зависят от состояний.

Учет состояния также имеет большое значение с точки зрения самоконтроля, управления своими мыслями, эмоциями, настрое­нием и поведением. Не принимая «состояния» во внимание, не осознавая, не понимая его и не умея им управлять, мы окажемся рабами своих состояний, вместо того чтобы направлять их. То же самое относится к сфере бизнеса.

Заключение

Тех, кто способен видеть, мы можем научить выявлению мно­гих метапрограмм по внешним признакам. Это требует сенсорно­го осознания (аптайм), понимания метапрограмм, практики в их градуировке и настойчивости. Чтобы выполнить эту задачу, мы должны разбираться в сигналах (ключах), которые каждый чело­век уникальным образом продуцирует в своих паттернах. Чтобы научиться этому, начните с себя. Когда вы хорошенько познако­митесь с собственными метапрограммами, начинайте подмечать невербальные сигналы, которые вы подаете, когда ежедневно де­монстрируете людям свои метапрограммы.

Back to top

карта сайта