Вавилонская башня - не миф, а реальность

Проблема «критерия практики» или Вавилонская башня

Уважаемые читатели! К написанию этой статьи меня побудила слишком большая неопределенность в сфере психологии (понимаемой широко), тот факт, что она никак не может стать настоящим объединяющим центром гуманитарного знания, хотя время настойчиво подталкивает ее к этой роли. Я, как и большинство из вас, шел по лабиринту неисследованной до конца моими предшественниками психологической действительности. Уж очень хотелось мне ответить на многие вопросы, которые беспокоили и меня, и моих знакомых.

Это – первая попытка проанализировать основные психологические ребусы, к которым приходили и приходят самые разные исследователи. Какую бы проблему в общественной или гуманитарной области вы не взяли, по какой бы тропинке вы не пошли, она при определенной глубине подхода всегда приведет вас к таинственной и многоликой человеческой психике, ее проблемам и законам. (В древние времена все дороги таким же образом приводили в „вечный город” Рим.)

Итак, начнем с главной проблемы. В естественных науках есть общепринятые, неизменяемые при переходе от культуры к культуре, от человека к человеку инструменты исследования (инструменты в широком смысле – как совокупность средств получения нового знания и распространения его в обществе).
Общественно-гуманитарные науки такими инструментами, по всей видимости, не располагают, поскольку существует не одна, а большое множество психологий, социологий и философий.

Причина в том, что психика отдельных людей и социетальная психика (Донченко Е.А., 1994) одновременно являются и субъектами, и носителями, и главными „инструментами” социально-гуманитарного познания. Другими словами, здесь уже никак нельзя пренебречь различным устойством психики, абстрагироваться от этого, так как сама психика – индивидуальная либо коллективная – является объектом и предметом изучения. Этот факт все еще недостаточно осознается и теоретически осмысляется гуманитариями.

В наиболее развитых теоретических системах знания четко обозначены ключевые понятия, существует одна для всех стран парадигма, а также один научный "язык", базирующийся либо на математике, либо на общих законах мышления и познания. Однако в социологии, психологии, философии, политической и социальной психологии, этнологии и других общественно-гуманитарных областях "мирно уживаются", соседствуют множество подходов, парадигм, вплоть до противоположных, связанных или с индивидуальными особенностями отдельных ученых – их творцов, или с особенностями национального менталитета, или с типом социально-политического устройства, или же со ступенью психосоциальной зрелости какой-либо страны. (Продолжение следует)

Back to top

карта сайта