Оглавление
Предисловие....................................... 9
Введение 13
ЧАСТЬ I
ПОНИМАНИЕ ПАТТЕРНОВ СОЗНАНИЯ........................ 25
Глава 1
Что мы понимаем под метапрограммами?................................. 26
Операционные программы,
которые управляют вашими программами............... 26
Глава 2
Метапрограммы для понимания людей.............................. 53
ЧАСТЬ II
МЕТАПРОГРАММЫ......................................................... .....79
Перечень метапрограмм.................................................. 80
Глава 3
«Ментальные» метапрограммы.................................................. 83
Глава 4
«Эмоциональные» метапрограммы.......................................... 121
Глава 5
«Волевые» метапрограммы...................................................... 145
Глава 6
Метапрограммы «реакций»................................................. 172
Глава 7
Мета-метапрограммы.............................................................. 200
ЧАСТЬ III
применение, инженерное конструирование
с помощью метапрограмм.................................... 235
Глава 8
Контекст и метапрограммы...................................................... 236
Глава 9
Изменение метапрограмм.................................................... 244
Глава 10
Инженерное конструирование при определении
профессиональных качеств.................................................. 254
Глава 11
Чтение метапрограмм и подстройка под них............. 271
ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................. 285
Приложение I
Комментарий к форматированию метапрограмм.............. 286
Приложение II
Извлечение метапрограмм.............................................. 288
Приложение III
Схема ключей глазного доступа и предикаты
репрезентативных систем.......................................... 312
Приложение IV
Иерархия языка на шкале специфики и абстракции.. 314
Приложение V
Пять категорий метапрограмм и мета-метапрограммы...... 315
Приложение VI
Метапрограммы в качестве сортирующей решетки........... 318
Приложение VII
Глагола «есть» не существует......................................... 334
Приложение VIII
Другие метапрограммы............................................. 337
Словарь терминов НЛП....................................................... 339
Предисловие
Эта книга восполняет серьезный пробел в литературе по нейролингвистическому программированию. Метапрограммы позволяют нам понимать поведение людей и различия между ними. Что важнее, они открывают перед нами возможность варьировать наше поведение и способы коммуникации, чтобы более успешно работать с нашим собственным и чужим поведением и моделями мира, а также изменять их.
Вероятно, метапрограммы — это величайший вклад, который НЛП внесло в понимание различий между людьми. Только поняв и оценив эти различия, мы можем начать уважать и поддерживать других людей, чьи модели мира резко отличаются от наших. Только поняв различия между людьми, мы можем начать работу по замене враждебности пониманием, а антагонизма — состраданием. Только осознав, что те или иные действия, совершаемые другим человеком, вовсе не имеют целью навредить нам, а являются его фундаментальным паттерном поведения, мы можем приступить к замене конфликта сотрудничеством. К сожалению, до недавнего времени в НЛ П было не так много работ, посвященных этому важному вопросу. Поэтому таким впечатляющим является вклад, который авторы внесли в обсуждение данной проблемы, лежащей в основе НЛП.
Когда я в 1981 г. начал свою подготовку в области НЛП, у меня уже имелись определенные знания относительно человеческой типологии. Я получил сертификат по Индикатору типов Майерс-Бриггс и изучил эннеаграммную модель личности в Институте Арика, прежде чем прийти в НЛП. Мне очень хотелось понять, имеются ли в НЛП схожие модели личности, и я был весьма обрадован, когда узнал, что они существуют.
Впервые я услышал о метапрограммах в 1982 г. от моих наставников в НЛП Анне Линден и Фрэнка Стасса. Мне также посчастливилось посещать тренинг Роджера Бейли по Профилю личности IPU. Затем, у Криса Кауэна и Дана Бека, я изучил Модель ценностей Клэр Грейвз (1984). Все эти эффективные модели, объясняющие сходства и различия между людьми, произвели на меня глубокое впечатление, и я использовал все имеющиеся у меня возможности, чтобы рассказать о них другим людям.
Энтони Роббинс был одним из первых, кого я обучил этим моделям. Я встретил Тони на тренинге по моделированию у Джона Грин-дера в сентябре 1983 г. Я вовлек Тони в программу моделирования, в которой я участвовал и которая была посвящена стрелковой подготовке в рядах американской армии. Когда мы с Тони стали друзьями, я обучил его всем паттернам мастера-практика НЛП, включая метапрограммы и ценности. Позже я помогал Тони проводить его первый сертификационный тренинг по НЛП (февраль 1985 г).
Во время второго сертификационного тренинга (сентябрь 1985 г.) мы добавили курс мастера-профессионала. Там, в Колорадо, где я обучал студентов метапрограммам и ценностям, я встретил трех своих самых старших учеников: Марвина Ока, Ричарда Дила и Тэда Джеймса. Затем в Гонолулу, Гавайи, я обучал тренингу практика НЛП и мастера-практика группу, в которую входили Тэд и Арди Джеймс, Марвин Ока и Ричард Дил. Вскоре все эти люди, так же как и я, вдохновились Индикатором Майерс-Бриггс, метапрограммами и моделью ценностей Грейвз.
Тэд и Арди начали — с превосходными результатами — использовать метапрограммы в своем бизнесе. Как следствие, между Джеймсами и мной возникло сотрудничество, в итоге которого появился «Перечень метапрограмм и ценностей», а также материал по метапрограммам и ценностям, который был опубликован в книге «Терапия на линии времени и основа личности» (Time Line Therapy and the Basis of Personality). Моя жена Мэрилин и я посвятили последнее десятилетие применению метапрограмм и ценностей в бизнесе, в обучении повышению результативности и психотерапии. Мэрилин и я недавно закончили две книги: первая — «Сила человеческих паттернов» (People Pattern Power) — посвящена применению метапрограмм в бизнесе, а вторая — применению ценностей в обществе.
Мне очень приятно видеть, что Майкл Холл и Боб Боденха-мер — два человека, которым я помогал в процессе учебы, — получили столь же сильное впечатление от метапрограмм, что и я. Мне еще приятнее, что они прислушались к моим предупреждениям: «НЛП не заканчивается на Джоне Гриндере и Ричарде Бэн-длере» и «Дальнейший прогресс в этой области зависит от всех нас». Они доказали это своей превосходной книгой.
Авторы погрузились в изучение НЛП и метапрограмм, а также общей семантики и последних достижений в когнитивной психологии и психотерапии. Отрадно видеть, что они не ограничиваются областью НЛП и активно изучают его истоки в общей семантике, а также в других дисциплинах, которые влияют на НЛП и на его применение в реальном мире.
Мне посчастливилось знать обоих авторов на протяжении нескольких лет, и на меня произвели впечатление их честность, способность к сопереживанию и преданность делу применения и распространения НЛП в тех местах земного шара, куда оно еще не проникло. Это дается нелегко. Оба пошли на серьезные жертвы ради своих интересов в НЛП. Читатели очень часто полагают, что книги получаются сами собой, однако они ошибаются. Эта книга также не возникла случайно. Она родилась в результате долгой, многотрудной исследовательской и практической работы и потребовала больших жертв и глубокой преданности НЛП со стороны обоих авторов. За это они заслуживают нашей благодарности и признательности.
Эта книга уникальна в нескольких отношениях. Во-первых, она объясняет истоки метапрограмм и помещает их в более широкий контекст человеческого развития и изменений. Во-вторых, она содержит углубленное обсуждение метапрограмм. И в-третьих, она расширяет сферу изучения и применения метапрограмм и вносит значимый новый вклад в данную область. Я кратко коснусь каждого из этих трех моментов.
В книге подробно рассматриваются истоки и история развития метапрограмм в НЛП. Авторы также заключают метапрограммы в ряд очень важных рамок (фреймов). В сущности, НЛП предполагает процесс «де-номинализации», и авторы начинают свое исследование, деноминализируя как понятие «личность», так и понятие «метапрограмма». Они выдвигают важнейшее положение: метапрограммы относятся не к тому, кем являются люди, а к тому, как они функционируют.
В книге дается превосходная типология метапрограмм. Людей можно классифицировать по самым разным показателям. Но сохраняется решающий вопрос: «Полезна ли данная классификация?» У человека имеется от пяти до девяти блоков внимания, и при наличии 51 рассматриваемой метапрограммы легко растеряться. Авторы помогают нам избежать перегрузки, разделяя метапрограммы на пять категорий (ментальную, эмоциональную, волевую, категорию внешней реакции и метакатегорию). Такой подход вносит ценный вклад в типологию самих метапрограмм и создает карту, помогающую нам сортировать эти эффективные паттерны. Авторы также приводят важную информацию о том, как извлекать и использовать каждую из описанной 51 метапрограммы. Крайне полезны приложения к книге, и я предлагаю читателю начать именно с них, поскольку они служат прекрасным руководством к тексту. Кроме того, они бесценны в качестве справочника по извлечению и использованию метапрограмм.
Возможно, наиболее впечатляющая часть книги — вклад, который она делает в развитие и распространение метапрограмм. Я уже упомянул о том значимом вкладе, который авторы внесли в данную область своей новой типологией метапрограмм; кроме того, данная книга рассматривает больше метапрограмм и делает это глубже, чем любая другая книга по НЛП. Однако ее ценность этим не ограничивается. К положительным сторонам книги относятся не только широта и глубина. Возможно, ее наиболее важное отличие заключается в творческом проникновении авторов в вопрос метапрограмм в целом и в каждую из метапрограмм в частности. Авторы подталкивают нас и к пониманию, и к применению понятого на практике. И они постоянно предлагают новые пути для дальнейшего исследования и изучения вопроса. Это и делает данную книгу столь ценной. Она по-настоящему генеративна и побуждает к дальнейшему развитию, истолкованию и использованию еще большего количества паттернов, когда мы стараемся понять и реализовать изложенные в ней идеи. Возможно, это и есть ее наибольшее достоинство.
Уайатт Л. Вудсмолл, доктор философии.