3.6.Ступени духовно-ценностного развития

(04-09-2010 22:40) 

3.6.Ступени духовно-ценностного развития индивида

(фрагменты)

До сих пор не существует единого (сквозного) подхода к пониманию и изучению ценностей через определенную целостную систему, что ограничивает применение эмпирических методик, ставит барьеры социокультурного характера между исследователями из разных стран. Быстрая дифференциация социогуманитарного знания неизбежно требует своей второй стороны - интеграции. То, что эта проблема многими учеными осознается и по-своему решается, прекрасно иллюстрируют работы А. Маслоу, К. Уилбера и др. Кроме того, европейские представления о линейном эволюционном прогрессе как о восхождении по ступеням совершенства потерпели сокрушительный удар под влиянием трагического опыта последних двух веков и были признаны односторонними. В эту эпоху неоднократно наблюдалось скатывание цивилизации к низшим, более примитивных ценностям, тупиковым, нежизнеспособным формам развития и т.п.

Мы считаем, что актуальной научной задачей является разработка такой системы ценностной эволюции, которая могла бы дать ответ на ряд вопросов настоящего и при этом стремилась избежать крайностей детерминизма и релятивизма, „чисто” западного или „чисто” восточного миропонимания и т. п. Исходя из этого, одной из задач, которые автор ставил перед собой, было выделение классификационных критериев, по которым ценности в психологии и социологии можно будет изучать на единой теоретической основе.

                                                                                   ***

В таблице 2 предложена иерархическая схема для изображения ступеней духовного развития индивида. Каждой ступени присуще свое ценностное содержание, а также свои психические механизмы. Таким образом автор попытался синтезировать наработки юнгианской школы психологии с концептуальными идеями современного исследователя А.П.Колисныка (2003). При этом следует подчеркнуть относительный характер этой схемы. С одной стороны, для полноценной жизни человеку необходимы все психические функции, все аспекты действительности, речь может идти лишь об относительном доминировании той или иной энергоинформационной матрицы. Кроме того, такой порядок духовных ступеней соответствует прежде всего западной, точнее, западноевропейской психокультуре, которая, претендуя на абсолютность, универсальность, сама является лишь одной из возможных культурных суперматриц.

Результаты исследований А. Колисныка находят подтверждение в многочисленных трудах отечественных и зарубежных психологов и социологов, среди которых Е.Донченко (Донченко Е.А., Романенко Ю.В., 2001), А.Маслоу (Фрейджер Р., Фейдимен Д., 2002, с.487-500), К.Уилбер (2004), Э.Фромм (1993, с.56-99), А. Гжегорчик (1999) и другие ученые. В частности, Е.Донченко еще в 2001 году предложила модель своеобразного архетипа социальной жизни, который включает 4 социокультурные матрицы, а также соответствующие им 4 психосоциальные «виды» людей по их доминирующим ценностным оринтациям (Донченко Е.А., Романенко Ю.В., 2001, c.27-56).
 

                                                                                       ***

         

 

Читать дальше >>>

Back to top

карта сайта