Интегральный словарь К.Уилбера

(15-02-2011 12:50) 

Интегральный словарь
Тень
Совокупность динамически диссоциированных перволичных импульсов или отвергнутых аспектов самости. Тень может проявиться множеством способов, один из которых — проекция. Когда человек отрекается и проецирует свои собственные отрицательные качества на других людей, это приводит к «боксированию с тенью» при взаимодействии с другими. А когда человек отрекается и проецирует свои собственные положительные качества на других людей, он «обнимается с тенью».
Холон
Термин, введенный Артуром Кестлером. В Интегральной теории холон относится к целому, которое одновременно является частью другого целого, или «целое/часть». Целые атомы — части целых молекул, а они в свою очередь являются частями целых клеток и т.д. Существуют индивидуальные и социальные холоны. Их главное различие состоит в том, что у индивидуальных холонов есть субъективная осведомленность или доминантная монада («Я»), у социальных — межсубъективная осведомленность, доминирующий тип дискурса или преобладающий резонанс («Мы»/«Это»): социальные холоны возникают, когда объединяются индивидуальные холоны. Индивидуальные и социальные холоны соблюдают двадцать принципов. Наконец, «холон» в широком смысле просто означает «любое целое, которое является частью другого целого», и поэтому артефакты и массивы можно, в общем, считать «холонами».
Холархия
Термин, используемый для обозначения иерархий роста или вложенных иерархий; порядок возрастания целостности. По сути, холархия - это иерархия, которая органично, неразрывно связана с гетерархией (единство этих двух аспектов построения мироздания).
 
Центр тяжести
Словосочетание, используемое для описания центральной точки развития индивида или группы. Центр тяжести индивида, как правило, находится возле уровня развития непосредственной самости в потоке самотождественности. В группах он обычно «находится» в доминирующем типе дискурса.
цМем
Сокращение от ценностного мема — термин, используемый в Спиральной динамике для обозначения уровня развития ценностных систем.
Эволюционные данности
Унаследованные формы прошлого проявления. Формы, созданные во временном развертывании и переданные в будущее. Также известны как «космические привычки». См. инволюционные данности.
Эволюция
Развертывание все большего сознания и комплексности, при этом каждое более высокое измерение превосходит и включает предыдущие.
Эгоцентрический
Общий уровень(ни), где человек отождествляет себя исключительно с «собой», или с телесной самостью и ее импульсами. См. этноцентрический, мироцентрический, планетоцентрический и космоцентрический.
Экзогенные состояния
См. измененные состояния.
Эмпиризм
Эмпиризм обычно означает знание, основанное на чувственном опыте. В Интегральной теории это в целом означает изучение объективного внешнего вида и поведения организма. Подход с точки зрения 3-го лица к реальности 3-го лица единственного числа. Вид снаружи на внешнее измерение индивида (т.е. вид снаружи холона в правом верхнем секторе). Пример методологии 6-й зоны в Интегральном методологическом плюрализме, наряду с другими подходами, такими как бихевиоризм, нейрофизиология и т.д.
Эндогенные состояния
См. измененные состояния.
Эпистемология
Традиционно наука о знании и его обоснованности. В Интегральной постметафизике эпистемология является не отдельной дисциплиной или деятельностью, а тем аспектом матрицы AQAL, который ощущается как познаваемость; изучение этого аспекта называется эпистемологией. Термин «эпистемология» иногда используется в этом смысле в силу отсутствия альтернативных вариантов.
Эрос
Один из четырех основных драйвов (влечений) индивидуального холона, наряду с Агапэ, деятельностью и общностью. Вертикальная тенденция низшего «тянуться» к высшему; самотрансценденция. Стремление найти более высокую, глубокую и широкую целостность. Его дополнительной противоположностью является Агапэ. Патологическое проявление — Фобос.
Этноцентрический
Общий уровень(ни), где человек отождествляет себя исключительно с «нами», или с семьей, группой, племенем или нацией. См. эгоцентрический, мироцентрический, планетоцентрический и космоцентрический.
Я-Я
Термин Шри Рамана Махарши для Свидетеля, или корня внимания. Свидетель — это «Я-Я», т.к. он видит или отражает малое «я»: эго или малую самость. См. фронтальная самость.
Англ. «I-I» также является аббревиатурой Интегрального института.
1-я зона
Перспективы, предписания и явления, связанные с внутренним взглядом на холон в верхнем левом секторе.
2-я зона
Перспективы, предписания и явления, связанные с внешним взглядом на холон в верхнем левом секторе.
3-я зона
Перспективы, предписания и явления, связанные с внутренним взглядом на холон в нижнем левом секторе.
4-я зона
Перспективы, предписания и явления, связанные с внешним взглядом на холон в нижнем левом секторе.
5-я зона
Перспективы, предписания и явления, связанные с внутренним взглядом на холон в верхнем правом секторе.
6-я зона
Перспективы, предписания и явления, связанные с внешним взглядом на холон в верхнем правом секторе.
7-я зона
Перспективы, предписания и явления, связанные с внутренним взглядом на холон в нижнем правом секторе.
8-я зона
Перспективы, предписания и явления, связанные с внешним взглядом на холон в нижнем правом секторе.
В Интегральной математике условное обозначение реального, но не конкретного 1-го лица.
1-л
В Интегральной математике условное обозначение перволичного образа действий или перспективы.
Взгляд изнутри любого холона.
В Интегральной математике условное обозначение реального, но не конкретного 2-го лица.
2-л
В Интегральной математике условное обозначение второличного образа действий или перспективы.
В Интегральной математике условное обозначение реального, но не конкретного 3-го лица.
3-л
В Интегральной математике условное обозначение третьеличного образа действий или перспективы.
Взгляд снаружи любого холона.
Необычайная цель и задача интегрального подхода заключается в развитиии тела, ума и духа в себе, культуре и природе; мы будем рады, если вы присединитесь к нам в этом захватывающем предприятии.
Каузальное тело
Основание массы-энергии (или «тело») для таких состояний сознания, как бесформенная медитация, нирвикальпа самадхи, чикхай бардо и глубокий сон без сновидений. Термин «каузальный» формально относится только к данной массе-энергии, но иногда широко используется для определения состояний сознания, поддерживаемых каузальным телом. См. грубое тело и тонкое тело.
Квадривиум
Использование одного сектора в качестве перспективы, посредством которой человек может рассматривать обстоятельство.
Квадривия
Буквально «четыре пути». Использование всех четырех секторов в качестве перспектив, посредством которых человек может рассматривать любое обстоятельство. 8 перспектив Интегрального методологического плюрализма выводятся, когда смотришь на квадривию изнутри и снаружи.
Космические привычки
Стандартные программы и модели, реализованные досточное количество раз для того, чтобы быть установленными и перенесенными в качестве космических обычаев или тенденций. Также известны как космическая память.
Космический адрес
«Местоположение» референта (или «реального объекта») в матрице AQAL, включая его высоту (т.е. уровень развития) и его перспективу (т.е. сектор, в котором он располагается).
Космос
Термин Пифагора, означающий модель или порядок, соединяющий вселенную через ее многочисленные измерения физического, ментального и духовного существования.
В Интегральной теории это вся проявленная вселенная при сопоставлении (в противоположность) с Духом как непроявленного или Пустоты. Если термин используется отдельно — это все проявленное и непроявленное, включая Дух.
Космоцентрический
Общий уровень(ни), где человек отождествляет себя со всей проявленной и непроявленной реальностью. См. эгоцентрический, этноцентричсекий, мироцентрический и планетоцентрический.
Критерии достоверности
Основные критерии истины, присущие каждому из четырех секторов. См. правдивость, истина, взаимопонимание и функциональное соответствие.
Культурная антропология
Традиционно относится к изучению культурных сходств и различий. В Интегральной теории примером служит исследование мировоззрений, их моделей и закономерностей, проводимое такими учеными как Жан Гебсер и Мишель Фуко. Подход с точки зрения 3-го лица к реальностям 1-го лица множественного числа. Внешний взгляд на внутренне измерение коллективного (т.е. взгляд снаружи холона в нижнем левом секторе). Пример методологии 4-й зоны в Интегральном методологическом плюрализме, наряду с другими подходами, такими как семиотика и этнометодология.
Левосторонний путь
Подходы или методологии, полагающиеся на внутренне измерение индивидуального и коллективного, или верхнего и нижнего левых секторов.
Линии
Относительно независимые потоки или способности, проходящие через уровни развития. Теория множественного интеллекта Говарда Гарднера служит примером изучения линий развития. Существуют доказательства более десятка линий развития, включая когнитивную, моральную, линию самотождественности, эстетическую, кинестетическую, лингвистическую, музыкальную и математическую линии. Интегральная теория обычно классифицирует эти линии по одному из трех типов: когнитивные линии (изучаемые Жаном Пиаже, Робертом Киганом, Куртом Фишером и т.д.); линии, относящиеся к самости (например, мораль, самотождественность, потребности и т.д.); и способности или таланты (например, музыкальные, кинестетические и интроспективные способности). Когнитивное развитие необходимо, но не достаточно, для развития по линиям самости и необходимо для большинства способностей.
Массив
Беспорядочная куча, например, песчаная насыпь или мусорная свалка. Массивы не имеют определяющего паттерна и не следуют двадцати принципам (хотя холоны, из которых они состоят, их соблюдают).
Матрица AQAL
Конфигурация всех секторов, уровней, линий, состояний и типов в тот или иной промежуток времени в той или иной ситуации.
Медитативные состояния
Феноменологические переживания, возникающие из особых типов расширенного внимания или вследствие тренировки. Медитативные состояния могут развиваться (См. состояния-стадии) от основного бодрствования грубых явлений до тонких, затем каузальных и затем недвойственных явлений.
Межобъективный
Относящийся к внешнему коллективному, или нижнему правому сектору. Примерами межобъективных явлений служат взаимодействие двух и более организмов, техноэкономические системы, экологические системы, геополитические различия и системы обозначающих.
Межсубъективный
Относящийся к внутреннему коллективному или нижнему левому сектору. Примерами межсубъективных явлений служат совместные ценности, межличностное понимание, системы обозначаемых и семантика.
Метафизика
Традиционно метафизика — это раздел философии, занимающийся вопросами онтологии (что есть бытие или реальность?) и эпистемологии (как мы это знаем?). В Интегральной теории любое утверждение без предписаний считается метафизикой, или бессмысленным (т.е. постулирующим референт, который нельзя подтвердить). Термин также используется в традиционном смысле ввиду отсутствия альтернативных вариантов.
Методология
Принципы и процедуры запроса, раскрывающие аспекты явлений. Набор социальных практик, открывающих феноменологический мир. Приблизительный синоним «парадигмы», «образца» и «предписания».
Мировое пространство
Конфигурация AQAL для группы холонов в определенный момент. Часто используется для того, чтобы подчеркнуть значимость межсубъективности в нахождении сфер различий. Прояснение или открытие, тетра-согласованное деятельностью холона, где холоны со схожей глубиной могут проявиться друг перед другом: деятельность-в-общности.
Мировоззрение
То, как выглядит мир с определенного уровня сознания. Можно сказать, что мировоззрения развиваются — используя один вариант — от архаического к магическому, мифическому, рациональному, плюралистическому, холистическому и трансперсональному.
Мироцентрический
Общий уровень(вни), где человек отождествляет себя со «всеми нами», или людьми, вне зависимости от расы, пола или веры. См. эгоцентрический, этноцентрический, планетоцентрический и космоцентрический.
Модуль
Любой аспект человеческой способности, который можно тренировать (например, секторы, уровни, линии, состояния и типы).
Монологический
Описание любого подхода, где индивид ведет «монолог» с объектом и постигает их непосредственный опыт с этим объектом, обычно не признавая или не осознавая культурную включенность и межсубъективность. Монологические подходы иногда опираются на «миф данности», «философию субъекта», «философию сознания» (в Интегральной теории это было бы описано как убежденность в том, что содержимое верхнего левого сектора не переплетено с оставшимися тремя секторами). Монологические подходы обычно ассоциируются с феноменологией, эмпиризмом, медитацией, всеми эмпирическими упражнениями и терапиями, и т.д.
Настоящие обстоятельства
Набор фактов и трактовок в данный конкретный момент. Настоящие обстоятельства включают наследование прошлых данных (т.е. прошлые факты и трактовки, которые теперь кажутся заданными фактами), а также свободу интерпретации настоящего момента. См. прошлые данные и будущие возможности.
Недвойственный
Постоянный союз субъекта и объекта, формы и пустоты, неба и земли. Термин «недвойственный» может относиться к таковости или «естьности» реальности в настоящий момент, а также к наивысшему базовому уровню или структуре-стадии осведомленности, где эта таковость является постоянной реализацией. Это и вечная причина эволюции, и ее конечная цель.
Недвойственный мистицизм
Пиковое переживание единства с явлениями, возникающими из грубого, тонкого и каузального состояний.
Сфера (realm)
Термин, который относится либо к состояниям сознания, либо к телам, поддерживающим такие состояния, или и к тому и к другому (например, грубая, тонкая и каузальная сфера).
Означаемое
Внутреннее представление, вызванное каким-либо знаком или символом. В Интегральной теории означаемое обычно связано с верхним левым сектором. См. Интегральная семиотика.
Означающее
Материальный аспект какого-либо знака или символа. В Интегральной теории означающее обычно связано с верхним правым сектором. См. Интегральная семиотика.
Общность
Один из четырех основных драйвов (влечений) индивидуального холона, наряду с деятельностью, Эросом и Агапэ. Горизонтальная тенденция к самоадаптации, частичности и объединению с другими. Влечение быть частью большей целостности. Ее дополнительной противоположностью является деятельность. Патологическое проявление — слияние, чувство стадности и гиперобщность.
Объективный
Относящийся к внешнему измерению индивида, или верхнему правому сектору. Примерами объективных явлений служат молекулы, клетки, триединый мозг, а также видимое поведение индивида.
Относящийся к правостороннему пути, в целом.
Относящийся к 3-л, в целом.
Онтология
Традиционно наука о бытии, реальности, существовании, а также заданной структуре чего-либо, часто считается неизменной. В Интегральной пост-метафизике онтология является не отдельной дисциплиной или деятельностью, а аспектом матрицы AQAL любого явления, воспринимаемого как постоянная структура; изучение этого аспекта называется онтологией. Термин «онтология» иногда используется в этом смысле ввиду отсутствия альтернативных вариантов.
Основная моральная интуиция
Интуиция человека призвана защищать и поддерживать самую большую глубину для самого большого диапазона. Обобщенно — глубина «Я», расширенная до диапазона «Мы», воплощенного в объективном положении дел «Это».
Основные структуры сознания
«Пустые» уровни сознания, используемые для общего измерения вертикального развития. Мера степени или «высота» осведомленности в любом конкретном потоке. Эти высоты часто описываются с помощью цветов радуги: инфракрасный, пурпурный, красный, янтарный, оранжевый, зеленый, изумрудный, бирюзовый, индиго, фиолетовый, ультрафиолетовый и чистый свет.
Постоянные структуры, проложенные вдоль этих маркеров высоты, и таким образом практически синонимичные основным уровням сознания. Это ступени любой лестницы развития. Например, часто используется когнитивное развитие, поскольку оно необходимо, но не достаточно для развития в других направлениях.
Парадигма
По Томасу Куну, который использовал этот термин в отношении социальной практики, — предписание или методология. Однако многие люди употребляют это понятие для обозначения теории или мировоззрения. Интегральная теория использует термин в оригинальном значении Куна. См. методология.
Перспектива первого лица
В разговоре точка зрения говорящего. К 1-му лицу единственного числа относятся «Я» – Именительный падеж, «меня» – Винительный падеж и «мой» – Притяжательный падеж. К 1-у лицу множественного числа относятся «мы», «нас» и «наш». Говоря в общем, 1-е лицо – это любой холон с деятельностью или интенциональностью.
Первый порядок
Словосочетание, используемое для краткого обозначения первых шести уровней системы развития ценностей согласно Клэру Грейвзу и Спиральной динамике: выживание, родственные связи, могущественные боги, сила правды, жажда успеха и общественные узы. Стадии Первого порядка характеризуются убеждением, что «мои ценности являются единственно верными». Это отличается от уровней развития Второго порядка, где индивиды осознают важность всех систем ценностей. Интегральная теория использует Первый порядок для обозначения первых шести степеней или уровней эволюционной высоты (инфракрасный, пурпурный, красный, янтарный, оранжевый и зеленый).
Трансляция
Горизонтальное изменение в поверхностных структурах или моделях; перемещение и стабилизация этих поверхностных структур. См. деятельность и общность.
Переходная структура
Структура, заменяемая последовательными более высокими структурами (например, структуры морального развития). Линии, относящиеся к самости, в основном являются переходными структурами, в противоположность постоянным структурам или тем, что имеют тенденцию продолжать существовать после появления (даже если они превзойдены высшими структурами).
Периферическая самость
Один из трех главных аспектов совокупной самости, наряду с фронтальной и непосредственной самостью. Периферическая самость – объективная самость, которая ощущается как «мне» или «мой» в отличие от непосредственной – («Я» или «Я/мне») и фронтальной – («Я-Я»). См. фронтальная самость и непосредственная самость.
Планетоцентрический
Общий уровень(вни), где человек отождествляется не только со всеми людьми, но со всеми чувствующими существами, включая растения, животных и природные процессы. См. эгоцентрический, этноцентрический, мироцентрический и космоцентрический.
Поверхностные структуры
Типичное понятие Хомского. Однако в Интегральной теории оно относится к локальным, культурным или индивидуальным специфическим свойствам, паттернам или содержимому на заданном уровне сознания или комплексности.
Постоянная структура
Структура, которая продолжает существовать, полностью функционируя, однако она относится к более высоким структурам (например, когнитивные структуры). См. переходная структура.
Потоки
См. линии.
Истина (правда?)
Критерий достоверности верхнего правого сектора. Относится к объективной очевидной истине. Она определяет видимую точность заявления или утверждения. Соотносится или соответствует ли заявление фактам? Соответствует ли карта территории?
Правдивость
Критерий достоверности верхнего левого сектора. Правдивость определяет, врет ли говорящий или говорит правду? Правдив, честен, искренен ли он?
Правосторонний путь
Подходы или методики, полагающиеся на внешнее измерение индивида и коллектива, или на верхний и нижний правые секторы.
Предписание (инъюнкция)
См. методология.
фронтальная самость
Один из трех главных аспектов всеобъемлющей самости, наряду с непосредственной и периферической самостью. Фронтальная самость — это ощущение человеком Свидетельства, чистая Самость, или «Я-Я», различимая в непосредственной самости на любой стадии саморазвития. См. Я-Я.
До/транс заблуждение
В любом признанном естественном ходе развития принятие до-X стадии за транс-Х стадию только потому что обе не-X. Это заблуждение имеет две основные формы: редукция транс-Х стадии к до-Х и возвышение до-Х стадии до транс-Х. Например, смешение до-рационального и транс-рационального, до-персонального и транс-персонального, или до-условного и транс-условного.
Непосредственная самость
Один из трех главных аспектов всеобъемлющей самости, наряду с периферической и предшествующей самостью. Непосредственная самость — это глубоко субъективная самость, которая ощущается как «Я» или «Я/мне». Это также эквивалент потоку самотождественности. Точки опоры развития Уилбера относятся к стадиям развития чувства непосредственной самости.
Природный мистицизм
Пиковое переживание единства с явлением в грубом состоянии.
Просветление (полное)
Становление единым со всеми главными состояниями (горизонтальное просветление) и всеми крупнейшими структурами-стадиями (вертикальное просветление), существующими в данный исторический момент.
Прошлые данные
Все, что существовало в прошлом. Совокупность прошлых фактов и трактовок, переданных в настоящие обстоятельства как факт или данность. См. настоящие обстоятельства и будущие возможности.
Психограф (интегральный)
Представление уникального комплекса уровней и линий (а также состояний и типов) внутри индивида. Матрица AQAL в своем проявлении в индивиде с конкретной привязкой к верхнему левому сектору.
Флатландия
Когда внутренние секторы (левосторонний путь) сокращаются до внешних секторов (правосторонний путь). Например, научный материализм. Расщепление ценностных сфер на искусство, мораль и науку, за которым следует колонизация искусства и морали наукой. «Плохие новости» современности. См. грубый редукционизм и тонкий редукционизм.
Использование одного уровня как единственно существующего.
Референт
Реальное явление, обозначенное каким-либо знаком или символом. Все референты существуют в рамках эволюционных мировых пространств. См. Интегральная семиотика.
Решетка Уилбера-Комбса
Общая идея (к которой независимо друг от друга пришли Кен Уилбер и Алан Комбс) о том, что человек практически на любой стадии сознания может испытать любое основное состояние, но способен истолковать эти состояния-переживания лишь в определенных рамках, в соответствии со своей стадией развития сознания. В результате получается решетка эволюционных стадий, которые пересекаются с различными состояниями и интерпретируют их.
Система самости (self-system)
Третьеличное описание полной самости. Система самости — это центральная позиция отождествления, воли, защитных реакций, метаболизма и интеграции (т.е. уравновешивание различных уровней, линий, состояний и типов сознания).
Свидетель
Трансцендентальная самость, фронтальная самость, сознание как таковое или сознание как пустота. Сам Свидетель совершенно пуст и лишен содержания.
Связующая деятельность
Система или модель, управляющая пересечениями и взаимодействиями между членами социального холона. Применяется к холонам в нижнем левом и правом секторах. Также известна как «доминирующая связь».
Связующая общность
Любая связующая деятельность в общности с другими связующими деятельностями. Общностный аспект деятельности-в-общности социального холона.
Секторы
Четыре сектора представляют четыре основных измерения всех индивидуальных холонов: внутреннее и внешнее измерения индивида и коллектива. Они обозначены как верхний левый (внутренний — индивидуальный), верхний правый (внешний — индивидуальный), нижний левый (внутренний — коллективный) и нижний правый (внешний — коллективный). Секторы соответствуют «Я», «Мы», «Это», которые часто называют Большой тройкой. Большая тройка взаимосвязана, хотя не идентична ценностным областям искусства, морали и науки, а также ценностным суждениям Платона о добре, истине и красоте. 8 зон относятся к внутреннему и внешнему четырех секторов.
Семантика
Значение любого знака или символа. В Интегральной теории значение относится к коллективным обозначаемым культурной межсубъективности и обычно связано с нижним левым сектором. В более широком смысле значение — это способ ответить критерию достоверности (т.е. искренности, правдивости, взаимопониманию или функциональному соответствию), и, по сути, оно связано с референтом этого критерия. См. Интегральная семиотика.
Синтаксис
Правила и коды, управляющие системой означающих. В Интегральной теории синтаксис обычно ассоциируется с нижним правым сектором. См. Интегральная семиотика.
Состояния
Состояния — это скоротечные, временные аспекты явлений во всех четырех секторах. К примеру, в верхнем левом секторе есть три основных естественных состояния: бодрствование, сон со сновидениями и глубокий сон без сновидений; медитативные состояния; и пиковые переживания (каждый из них доступен практически на любом уровне развития). Другими примерами состояний служат состояния мозга в верхнем правом секторе; культурные состояния (например, массовая истерия) в нижнем левом секторе; и состояния погоды — в нижнем правом.
Состояния-стадии
Стадии, развертывающиеся последовательно, обычно в результате тренировки. Состояния-стадии, как правило, идут от грубого опыта к тонкому, затем к каузальному и недвойственному.
Социальный аутопоэз
Изучение самоорганизации и самовоспроизведения сетей объективных предметов, организмов и процессов. Подход 1-го лица к реальностям 3-го лица множественного числа. Вид изнутри на внешнее измерение коллективного (т.е. взгляд изнутри холона в нижнем правом секторе). Пример методологии 7-й зоны в Интегральном методологическом плюрализме.
Спиральная динамика
Теоретическая модель, сфокусированная на развитии ценностных мемов, или «цМемов», от Первого порядка (выживание, родственные связи, могущественные боги, сила правды, жажда успеха и общественные узы) до Второго порядка (Гибкий Текущий и Глобальное видение). Разработана Доном Беком и Кристофером Кованом на основе исследования Клэра Грейвза.
Стадии
Термин используется для того, чтобы подчеркнуть последовательное развертывание уровней развития. См. уровни.
Структура
Устойчивая модель любого обстоятельства. В Интегральной теории структура чаще всего относится к уникальной, постоянной модели и реальной структуре уровня развития. См. уровни.
Структурализм
Традиционно относится к науке о структурах разума, лежащих в основе человеческого поведения. В Интегральной теории структурализм обычно имеет отношение к объективному изучению внутренних реальностей во временной перспективе в поисках закономерностей и паттернов. Взгляд снаружи на внутреннее измерение индивида (т.е. внешний взгляд на холон в верхнем левом секторе). Пример методологии 2-й зоны в Интегральном методологическом плюрализме. Структурализм также можно применить к 4-й зоне (например, при анализе структуры доминирующего типа дискурса). Схож с культурной антропологией.
Структуры-стадии
Термин используется для обозначения последовательного или стадийного развертывания структур 2-й зоны в психике.
Субъективный
Относящийся к внутреннему измерению индивида, или верхнему левому сектору. Примеры субъективных феноменов включают мысли, чувства и представления.
Относящийся к левостороннему пути, в общем.
Относящийся к 1-л, в общем.
Суждения
Базовые установки, которые могут быть применены в отношении любого явления. Существуют, по крайней мере, три главных суждения, которые могут делать люди на оранжевой высоте или выше: эстетическое (Привлекательно ли это?), моральное (Хорошо ли это?) и когнитивное (Реально ли это?).
Танатос
Патологическое проявление Агапэ. Не охватывание высшим низшего, а регрессия высшего к низшему.
Темная ночь
Прохождение через или освобождение от привязанности к определенной сфере (грубой, тонкой или каузальной), а также боль и чувство утраты, которые часто возникают вслед за пиковым переживанием более высокого состояния/сферы. Темные ночи, как правило, происходят во время переходных фаз между состояниями.
Тень
Совокупность динамически диссоциированных перволичных импульсов или отвергнутых аспектов самости. Тень может проявиться множеством способов, один из которых — проекция. Когда человек отрекается и проецирует свои собственные отрицательные качества на других людей, это приводит к «боксированию с тенью» при взаимодействии с другими. А когда человек отрекается и проецирует свои собственные положительные качества на других людей, он «обнимается с тенью».
Теория систем
Объективное изучение сетей организмов, предметов и процессов. Подход с точки зрения 3-го лица к реальностям 3-го лица множественного числа. Наружный взгляд на внешнее измерение коллективного (вид снаружи холона в нижнем правом секторе). Примеры методологии 8-й зоны в Интегральном методологическом плюрализме, наряду с другими подходами, такими как функционализм и экология.
Тетра-взаимодействовать
Действие, посредством которого холон взаимодействует или согласуется с давлением отбора (т.е. критерии достоверности) всех четырех секторов. Для того чтобы тетра-взаимодействовать, каждый холон должен в какой-то степени уметь достаточно точно регистрировать свое собственное внешнее измерение (истина) и внутренне измерение (правдивость), понимать свою культурную среду (взаимопонимание) и соответствовать своей социальной системе (функциональное соответствие). Также называется тетра-согласованием или тетра-эволюцией, подразумевая, что все четыре давления отбора требуют адекватного обращения, чтобы холон мог эволюционировать.
Тетра-согласовываться
См. тетра-взаимодействовать.
Тетра-эволюционировать
См. тетра-взаимодействовать
Типы
Горизонтальные стили, доступные на любом эволюционном уровне в секторах. Примерами типов служат Майерс-Бриггс, Эннеаграмма, мужской и женский пол в верхнем левом секторе; типы тел — в верхнем правом; культурные типы — в нижнем левом; и типы биомов в нижнем правом секторе.
Тонкий редукционизм
Один из двух основных типов редукционизма, наряду с грубым редукционизмом. Тонкий редукционизм сокращает все секторы до нижнего правого сектора, утверждая в сущности, что существуют только сплетенные целостные модели «Это». См. грубый редукционизм и флатландия.
Тонкое тело
Основание массы-энергии (или «тело») для таких состояний сознания, как медитация с формой, савикальпа самадхи, чонид бардо и состояние сновидения. Термин «тонкое» технически относится только к этой массе-энергии, но иногда широко используется в отношении состояний сознания, поддерживаемых тонким телом. См. грубое тело и каузальное тело.
Точка опоры
Эволюционная веха в потоке самотождественности, или на линии развития непосредственной самости. Точки опоры следуют общему порядку 1-2-3: слияние или отождествление с текущим уровнем развития самости; дифференциация или разотождествление с этим уровнем; и интеграция (объединение) нового уровня с предыдущим. Теория AQAL и Интегральная психология в частности фокусируются на 9-10 эволюционных точках опоры.
Трансформация
Вертикальное изменение в глубоких структурах. Появление более глубоких форм деятельности и более широких общностей. Переход к любому более высокому уровню в холархии. См. Эрос и Агапэ.
Третий порядок
Условно, порядок — это лишь произвольная группировка стадий. Интегральная теория часто выделает три порядка: Первый порядок, состоящий из уровней до и включительно зеленой высоты; Второй порядок, состоящий из изумрудной и бирюзовой высоты; и Третий порядок, включающий все уровни развития после бирюзового (индиго, фиолетовый, ультрафиолетовый и чистый свет).
Третьеличная перспектива
В разговоре перспектива человека, о котором говорят: «он», «она», «этот» в единственном числе или «они», «их», «этих» во множественном числе. В более широком понимании 3-е лицо — это любой холон, на которого ссылаются или указывают.
Турия
Буквально «четвертый», как четвертое естественное состояние бодрствования, сновидения и глубокого сна без сновидений. Турия — Свидетель или чистое сознание, наблюдающее за всеми другими состояниями.
Туриятита
Буквально «после четвертого». Пятое естественное состояние, где Свидетель (турия) растворяется во всем, свидетелем чего является, оставляя только чистое недвойственное единство. Туриятита может также рассматриваться как постоянное основание или «неизменным» условием всех других состояний и единением Пустоты и Формы.
Уровни
Уровень — общая мера более высокого и более низкого. Хотя термины «структуры», «стадии» и «волны» иногда используются неточно в отношении «уровней», у каждого понятия есть свои важные оттенки. Каждый отдельный уровень имеет действительную структуру. Уровни склоны к последовательному развертыванию и таким образом развиваются через стадии. Наконец, уровни не четко отделены друг от друга, а являются довольно текучими и перекрывающими волнами. Вкратце уровни — это абстрактные меры, представляющие текучие и в то же время качественно четкие классы повторяющихся паттернов в эволюционных линиях. Примеры: эгоцентрический, этноцентрический, мироцентрический, планетоцентрический и космоцентрический.
Феноменальные состояния
Непосредственные и временные перволичные переживания (например, чувство, мысль, импульс, образ и т.д.).
Феноменология
Изучение сознания в его непосредственном проявлении. Подход 1-го лица к реальностям 1-го лица единственного числа. Описание внутренней точки зрения на внутреннеее измерение индивида как оно есть (т.е. вид изнутри холона в верхнем левом секторе). Пример методологии 1-й зоны в Интегральном методологическом плюрализме, наряду с другими подходами, такими как медитация и самонаблюдение.
Фобос
Патологическая версия Эроса. Не превосхождение низшего, а его подавление.
Функциональное соответствие
Критерий достоверности нижнего правого сектора. Функциональное соответствие определяет адекватность работы межобъективной системы, ее приспособляемость, эффективность.
Холон
Термин, введенный Артуром Кестлером. В Интегральной теории холон относится к целому, которое одновременно является частью другого целого, или «целое/часть». Целые атомы — части целых молекул, а они в свою очередь являются частями целых клеток и т.д. Существуют индивидуальные и социальные холоны. Их главное различие состоит в том, что у индивидуальных холонов есть субъективная осведомленность или доминантная монада («Я»), у социальных — межсубъективная осведомленность, доминирующий тип дискурса или преобладающий резонанс («Мы»/«Это»): социальные холоны возникают, когда объединяются индивидуальные холоны. Индивидуальные и социальные холоны соблюдают двадцать принципов. Наконец, «холон» в широком смысле просто означает «любое целое, которое является частью другого целого», и поэтому артефакты и массивы можно, в общем, считать «холонами».
Холархия
Термин, используемый для обозначения иерархий роста или вложенных иерархий; порядок возрастания целостности.
Центр тяжести
Словосочетание, используемое для описания центральной точки развития индивида или группы. Центр тяжести индивида, как правило, находится возле уровня развития непосредственной самости в потоке самотождественности. В группах он обычно «находится» в доминирующем типе дискурса.
цМем
Сокращение от ценностного мема — термин, используемый в Спиральной динамике для обозначения уровня развития ценностных систем.
Эволюционные данности
Унаследованные формы прошлого проявления. Формы, созданные во временном развертывании и переданные в будущее. Также известны как «космические привычки». См. инволюционные данности.
Эволюция
Развертывание все большего сознания и комплексности, при этом каждое более высокое измерение превосходит и включает предыдущие.
Эгоцентрический
Общий уровень(ни), где человек отождествляет себя исключительно с «собой», или с телесной самостью и ее импульсами. См. этноцентрический, мироцентрический, планетоцентрический и космоцентрический.
Экзогенные состояния
См. измененные состояния.
Эмпиризм
Эмпиризм обычно означает знание, основанное на чувственном опыте. В Интегральной теории это в целом означает изучение объективного внешнего вида и поведения организма. Подход с точки зрения 3-го лица к реальности 3-го лица единственного числа. Вид снаружи на внешнее измерение индивида (т.е. вид снаружи холона в правом верхнем секторе). Пример методологии 6-й зоны в Интегральном методологическом плюрализме, наряду с другими подходами, такими как бихевиоризм, нейрофизиология и т.д.
Эндогенные состояния
См. измененные состояния.
Эпистемология
Традиционно наука о знании и его обоснованности. В Интегральной постметафизике эпистемология является не отдельной дисциплиной или деятельностью, а тем аспектом матрицы AQAL, который ощущается как познаваемость; изучение этого аспекта называется эпистемологией. Термин «эпистемология» иногда используется в этом смысле в силу отсутствия альтернативных вариантов.
Эрос
Один из четырех основных драйвов (влечений) индивидуального холона, наряду с Агапэ, деятельностью и общностью. Вертикальная тенденция низшего «тянуться» к высшему; самотрансценденция. Стремление найти более высокую, глубокую и широкую целостность. Его дополнительной противоположностью является Агапэ. Патологическое проявление — Фобос.
Я-Я
Термин Шри Рамана Махарши для Свидетеля, или корня внимания. Свидетель — это «Я-Я», т.к. он видит или отражает малое «я»: эго или малую самость. См. фронтальная самость.
Англ. «I-I» также является аббревиатурой Интегрального института.
1-я зона
Перспективы, предписания и явления, связанные с внутренним взглядом на холон в верхнем левом секторе.
2-я зона
Перспективы, предписания и явления, связанные с внешним взглядом на холон в верхнем левом секторе.
3-я зона
Перспективы, предписания и явления, связанные с внутренним взглядом на холон в нижнем левом секторе.
4-я зона
Перспективы, предписания и явления, связанные с внешним взглядом на холон в нижнем левом секторе.
5-я зона
Перспективы, предписания и явления, связанные с внутренним взглядом на холон в верхнем правом секторе.
6-я зона
Перспективы, предписания и явления, связанные с внешним взглядом на холон в верхнем правом секторе.
7-я зона
Перспективы, предписания и явления, связанные с внутренним взглядом на холон в нижнем правом секторе.
8-я зона
Перспективы, предписания и явления, связанные с внешним взглядом на холон в нижнем правом секторе.
В Интегральной математике условное обозначение реального, но не конкретного 1-го лица.
1-л
В Интегральной математике условное обозначение перволичного образа действий или перспективы.
Взгляд изнутри любого холона.
В Интегральной математике условное обозначение реального, но не конкретного 2-го лица.
2-л
В Интегральной математике условное обозначение второличного образа действий или перспективы.
В Интегральной математике условное обозначение реального, но не конкретного 3-го лица.
3-л
В Интегральной математике условное обозначение третьеличного образа действий или перспективы.
Взгляд снаружи любого холона.

Back to top

карта сайта