САМОВОСПРИЯТИЕ И ПОИСКОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

(06-09-2010 16:37) 

В предыдущей главе мы обсудили вопрос о поисковом поведении как о
гарантии физического здоровья. Темой этой главы являются психологические
предпосылки поискового поведения.
Однако целесообразнее начать с рассмотрения психологических
предпосылок противоположного состояния - отказа от поиска, потому что это
состояние гораздо легче воспроизвести в эксперименте. Определенный тип
отказа от поиска получил название обученной беспомощности. Это важный и
интересный феномен. Первые исследования были проведены на животных. Их
помещали в клетку, через пол которой пропускали электрический ток,
систематически, но с неравными промежутками времени. Таким образом,
животное никогда не могло чувствовать себя в безопасности. Вначале после
каждого удара током оно металось по камере в поисках спасения. Потом, как
бы убедившись, что спасения нет и все усилия бесполезны, животное
замирало, забивалось в угол камеры и с покорной безнадежностью ожидало
следующего наказания. Это был типичный отказ от поиска, и животное
расплачивалось за это своим здоровьем: у него выпадала шерсть (а остатки
ее становились дыбом), появлялись желудочно-кишечные расстройства и язвы
желудка, снижался аппетит, повышалось артериальное давление. Но обученной
беспомощностью этот феномен был назван потому, что в этом состоянии
животное не могло воспользоваться возможностями для спасения, даже если
они неожиданно появлялись: если в клетку помещался рычаг, нажатие на
который выключало ток, животное не догадывалось это сделать. В то же время
наивное животное, еще не прошедшее длительной обработки, быстро пробовало
нажать на рычаг и тем самым начинало контролировать ситуацию.
Следовательно, при выработке обученной беспомощности животное учили, что
от его поведения ничего не зависит.
В исследованиях на людях применяли другую методику. Током их не били,
это запрещено законом. С ними обходились более жестоко. Им предлагали
решать различные интеллектуальные задачи, якобы для проверки их уровня.
Все задачи не имели решения, но люди об этом не знали. Они пытались их
решать, но всякий раз безуспешно. Их дружески и удивленно корили: " Что же
вы не справляетесь с такими простыми заданиями? Мы ожидали от вас
большего. У других это получалось лучше" - и так далее, в том же духе.
После нескольких таких комментариев, подрывающих уверенность в себе,
большинство людей впадало в состояние тревоги, отчаяния, словом, тяжелого
стресса, ибо наносился удар по их самооценке. И тут-то им предлагали
простую, решаемую задачу, а они с ней тоже не справлялись. Процесс
обучения (беспомощности) прошел успешно...
Сначала исследователи предполагали, что дело именно в опыте
длительных неудач, в представлении, что от поведения человека ничего не
зависит. Тогда возникла идея, что можно повысить устойчивость человека к
выученной беспомощности, как бы иммунизировать его против этого состояния.
Для этого достаточно предварительно вооружить его опытом, что он легко
справляется с задачами и полностью контролирует ситуацию. По замыслу
исследователей, получив такой опыт, человек уже не поддастся на
провокацию, у него не возникнет чувство беспомощности при столкновении с
нерешаемыми задачами и он сохранит способность к решению тех задач,
которые поддаются решению. Был поставлен эксперимент. Одной группе
испытуемых давали очень легкие задачи, решаемые по стереотипному
алгоритму. В 100% случаев испытуемые справлялись с этими задачами,
приобретая опыт успешности. Другой группе испытуемых давали достаточно
сложные, но решаемые задачи. Эти испытуемые справлялись с задачами
примерно в половине случаев. После этого обеим группам давали серию
нерешаемых задач, а затем проверяли, удалось ли выработать обученную
беспомощность. Для этого им вновь предлагали средней сложности задачу,
имевшую решение.
Вопреки исходной гипотезе, более устойчивыми оказались те испытуемые,
которые с трудом и лишь в половине случаев справлялись с тренирующими
задачами. Это значит, что не опыт успеха сам по себе, а опыт преодоления
трудностей, опыт активного поискового поведения "иммунизирует" человека к
неудачам, повышает его сопротивляемость. Легко достигнутый успех,
напротив, детренирует поисковую активность и в сущности не способствует
повышению уверенности в своих силах.
Этот эксперимент имеет аналог в реальной жизни. Лет тридцать пять
назад, когда золотая медаль при окончании школы обеспечивала в СССР
поступление в институт без экзаменов, внезапно возникла проблема золотых
медалистов. Способные ребята, попадая в институты, нередко не справлялись
с нагрузкой и отчислялись за неуспеваемость. А происходило следующее. В
школах для тех, кто, по мнению педагогов, мог претендовать на медаль,
нередко создавался статус максимального благоприятствования. Их промахи не
замечались, неудачные ответы считались случайными и не учитывались, им
нередко давали возможность исправить оценку повторной пересдачей там, где
они отвечали на четверку, их вытягивали на пятерку и т.п. В результате у
них подспудно формировалось справедливое ощущение, что не они работают на
ситуацию, а ситуация работает на них. Необходимость в поисковом поведении,
в приложении усилий уменьшалась или отпадала. Комфортные условия приводили
к детренированности. И когда после этого они попадали на льготных условиях
в институты, где уже никаких льгот не было, они были не в состоянии
мобилизоваться для преодоления трудностей.
Итак, опыт поискового поведения в прошлом важный фактор,
обеспечивающий сохранность поискового поведения даже в самых
неблагоприятных условиях. Но кроме этого, большое значение имеют
психологические установки. Человек, полагающий, что его удачи случайны и
обусловлены определенным стечением обстоятельств (удачей, чьей-то помощью
и т.п.), а неудачи закономерны и стабильны, капитулирует перед трудностями
быстрее, чем человек с противоположными установками. Тот, кто полагает,
что потерпел неудачу только в этом конкретном виде деятельности, тогда как
с другими задачами может справиться успешно, менее склонен к выученной
беспомощности, чем тот, кто в своих представлениях распространяет опыт
конкретной неудачи на любые виды деятельности. Тот, кто считает, что его
неудачи обусловлены его личными дефектами, не поддающимися исправлению, более подвержен обучению беспомощности, чем тот, кто связывает неудачи с внешними обстоятельствами.
Если все это обобщить, то можно сделать вывод, что человек с высокой
самооценкой, при всех обстоятельствах сохраняющий уважение к себе, более
устойчив к неудачам, чем человек с чувством внутренней ущербности. Высокая
самооценка и уважение к себе это неисчерпаемый резервуар поисковой
активности. Особенно наглядно это проявляется в творчестве. В процессе
любого творчества, художественного или научного, отдельные неудачи
неизбежны. Человек с высокой самооценкой извлекает из этих неудач уроки и
ищет другие пути. Он ориентирован на задачу, а не на подтверждение своих
возможностей. Для человека с низкой самооценкой любая неудача
оборачивается личностным крахом, он прежде всего оценивает самого себя и,
выставив себе отрицательную оценку, приходит в отчаянье.
В предыдущей главе, обсуждая соотношение поисковой активности и
здоровья, мы писали об узниках концлагерей, которые сумели уцелеть и даже
сохранить физическое здоровье в этих нечеловеческих условиях. Некоторые
выдающиеся психологи, такие, как В. Франкл и К. Беттельхейм, также
пережившие концлагерь, поделились своими наблюдениями на этот счет.
Устойчивее всех оказались те, кто совершал необязательные поступки:
регулярно умывался, делал гимнастику, следил за своей одеждой, старался
помочь другим. Соблюдение этих простых, на первый взгляд, правил поведения
требовало в условиях концлагеря высокой самодисциплины и серьезных усилий,
ибо гораздо легче и естественнее было махнуть на все рукой и плыть по
течению. Течение, однако, влекло прямиком в воды Стикса, к преждевременной
гибели, а в этих необязательных, нерегламентированных поступках
проявлялось поисковое поведение.
Но для настоящей статьи всего интереснее, что самым устойчивым
социальным слоем в этих условиях оказались бывшие аристократы. Это кажется
парадоксальным: ведь аристократы менее всего были подготовлены к такой
жизни своим прошлым опытом. Однако гораздо существеннее оказалось, что
аристократы с раннего детства воспитывались в традициях самоуважения,
уважения себя как личности и представителя рода, независимо от внешних
условий. И это уважение к себе, сохранение собственного достоинства давало
силы для необязательного, на первый взгляд, поведения. Но отказ от этого
поведения означал бы неуважение к себе.
В то самое время, когда узники отчаянно боролись за выживание и
сохранение себя как личностей в концлагерях Европы, другая драма
разыгрывалась в Палестине. Спасшиеся от Катастрофы немецкие евреи,
принадлежавшие к интеллектуальной элите общества (врачи, инженеры,
адвокаты, журналисты, профессора университетов) обнаружили, что их знания
и опыт не могут быть востребованы. В стране был всего один университет, не
было ни адвокатских контор, ни крупных предприятий, ни достаточного числа
больниц. Люди с высшим образованием занялись строительством домов и дорог,
уборкой улиц. К сожалению, это был отнюдь не последний случай массовой
переквалификации в строители и чернорабочие. Но немецкие евреи оставили в
истории страны миф, основанный на реальных фактах, и миф этот очень важен
для понимания психологии устойчивости к стрессу. Передавая друг другу
кирпичи на строительстве, они не называли друг друга по имени или фамилии,
а обращались друг к другу так, как в прошлой жизни на улицах Берлина и
Мюнхена: Господин доктор... господин адвокат... господин профессор...
Что это было? Отождествление себя с утраченной профессией? Нежелание
смотреть фактам в лицо? Демонстративное игнорирование неприятной
реальности?
Думаю, что нет. Это не было отождествление себя с профессией, потому
что такое отождествление в новых условиях могло вести только к депрессии и
ностальгии, а немецкая алия оказалась на редкость стойкой. Это было
отождествление себя с прошлыми достижениями, со способностью добиваться
поставленной цели вопреки всему, с собственной одаренностью и умением
работать. А этого у человека не может отнять никто, только он сам может
вдруг в этом усомниться. Можно не дать человеку работать по профессии, но
нельзя лишить человека уважения к себе за то, что он в свое время стал
хорошим специалистом. Прошлый успех может стать поводом для бесконечной
ностальгии, парализующей любую активность но он же может стать источником
уважения к себе и веры в себя, стимулирующей поисковую активность в новой,
сложной ситуации. Немецкие евреи дали образец именно такого поведения, и
поэтому при первой же возможности они открыли юридические конторы и
инженерные бюро, заняли кафедры в университетах и места в новых больницах.
Пример, достойный изучения и подражания.
Только высокое уважение к себе позволяет отнестись к сложной ситуации
как к игровой: этот ход не удался, попробуем другой этот шаг оказался
ошибочным, зайдем с другой стороны. Уинстон Черчилль писал: "Если дверь не
открывается, разбегись и толкни. Если она все равно не открылась,
разбегись подальше и толкни сильней." Если все еще не удалось, значит
разбег должен быть больше, а толчок более сильным. Но ведь каждый удар о
закрытую дверь сопровождается ушибом, порой весьма болезненным. Чтобы не
отказаться от попыток, надо относиться к болезненным ударам как к
естественному условию игровой ситуации. В азарте игры боль переносится
легче. Но это возможно только тогда, когда удар не приходится по самолюбию
и человек сохраняет способность пошутить над собственной неудачей.
Английский премьер доказал собственной судьбой справедливость своих слов.
Когда после победного завершения войны англичане отправили в отставку
того, кто вдохнул в них энергию сопротивления Гитлеру, Черчилль не
смирился с поражением и вскоре вновь стал премьером. Ему помогла
неистощимая поисковая активность, опиравшаяся на несокрушимую веру в
самого себя. И она же помогла ему сохранить работоспособность и здоровье
до 90 с лишним лет, несмотря на нарушение всех медицинских рекомендаций,
избыточный вес, малоподвижность, гаванские сигары и коньяк.
И последнее, что необходимо помнить. Наше уважение к себе, наше
самовосприятие формирует наших детей. И чтобы они выросли с психологией
духовной аристократии, а не с психологией чиновника (Я начальник - ты
дурак, ты начальник - я дурак), им необходимо видеть перед собой образец
такой психологии и такого поведения.
 

Back to top

карта сайта